• foto1
  • foto2
  • foto3

«Коллегия по административным делам — на стыке отраслей права» - Андрей Толмачёв

Интервью заместителя председателя Нижегородского областного суда о работе административной коллегии.  

http://www.vremyan.ru/interviews/kollegija_po_administrativnym_delam__na_styke_otraslej_prava.html 


Общество
  

«Коллегия по административным делам — на стыке отраслей права»

среда, 23 ноября 2016 года, 16:20

Андрей ТолмачевАндрей
Толмачев

Одно из наиболее молодых структурных подразделений Нижегородского областного суда — Коллегия по административным делам. С каждым годом количество административных дел увеличивается — судьям приходится сталкиваться со сложными юридическими спорами и для качественной работы постоянно углублять свои знания, поскольку дела, рассматриваемые судьями коллегии по административным делам, очень часто находятся в сфере пересечения разных отраслей права. По этой причине специалистам суда необходимо обладать высокой квалификацией при разрешении не только административных, но также земельных, имущественных и других споров. Подробнее о работе Коллегии по административным делам информационному агентству «Время Н» рассказал заместитель председателя Нижегородского областного суда Андрей Толмачев.

— Добрый день, Андрей Анатольевич, вы уже 15 лет работаете в судебной системе Российской федерации. И наблюдали за тем, как в структуре Нижегородского областного суда, также как и в судах других субъектов федерации были сформированы Коллегии по административным делам. Как проходил этот процесс?

— Согласно Перечню поручений Президента РФ по реализации его Послания Федеральному Собранию РФ, до 1 марта 2013 года в системе судов общей юрисдикции должны были быть созданы судебные коллегии по административным делам. Федеральным конституционным законом от 12.03.2014 N 5-ФКЗ были внесены соответствующие изменения закон от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и перечень судебных коллегий верховных судов республик и областных судов был дополнен судебной коллегией по административным делам. Указанные изменения вступили в силу с 6 февраля 2014 года. 10 января 2013 года Председателем Нижегородского областного суда был утвержден судебный состав по рассмотрению дел об административных правонарушениях и гражданских дел по первой инстанции впоследствии он был преобразован в судебную коллегию по административным делам. В состав входило 8 судей. 

— В законопроекте о системе судов общей юрисдикции, который был подготовлен Верховным судом Российской Федерации и внесен в Госдуму в 2013 году, было прописано, что судебные коллегии по административным делам будут рассматривать жалобы граждан и организаций на решения и действия или бездействия органов власти и должностных лиц. В настоящее время коллегия занимается только такими жалобами?

— Изначально цель создания Коллегий по административным делам была именно такой, однако впоследствии после вступления в действие КАС РФ перечень дел, рассматриваемых ими, был значительно расширен. На сегодняшний день к компетенции Коллегии по административным делам Нижегородского областного суда отнесены четыре основные категории дел.

Во-первых, судьи Коллегии рассматривают ряд гражданских и административных дел по первой инстанции. В основном, к данной категории дел относятся споры о недействительности нормативных правовых актов органов государственной власти, о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, и прочие категории дел, перечисленные в статье 20 КАС РФ. Количество таких дел увеличивается год от года, если в 2015 их было рассмотрено 330, то за 10 месяцев 2016 года судьи коллегии рассмотрели по правилам первой инстанции более 600 дел. Увеличение в основном произошло за счет административных исковых заявлений об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости. Данная категория судебных дел рассматривается судами общей юрисдикции с 6 августа 2014 года (ранее подобные иски рассматривались арбитражными судами).

Особое внимание следует обратить на дела об оспаривании нормативных правовых актов, представляющие наибольшую сложность, а также споры связанные с применением законодательства об избирательных правах граждан, помимо сокращенных сроков рассмотрения и нестабильности судебной практики рассмотрение данных дел осложняет также повышенный общественный резонанс. В августе — сентябре 2016 года судьями Коллегии рассматривались дела связанные с проведением в Нижегородской области компании по выборам в Государственную думу РФ и Законодательное собрание Нижегородской области.

Традиционно судьями Коллегии осуществляется пересмотр в апелляционном порядке не вступивших в законную силу судебных актов по административным делам, рассмотренным районными судами. И, наконец, к компетенции коллегии по административным делам Нижегородского областного суда отнесено рассмотрение жалоб на не вступившие в законную силу постановления и решения районных (городских) судов по делам об административных правонарушениях а также жалоб на вступившие в законную силу постановления и решения районных (городских) судов по делам об административных правонарушениях. То есть, фактически, в коллегии действуют две инстанции по пересмотру дел об административных правонарушениях.

— Получается, что судьям Коллегии по административным делам необходимо очень хорошо ориентироваться и разбираться в различных отраслях российского права. Как им удается организовывать свою работу?

— Разнообразие и специфика деятельность Коллегии требует от судей и аппарата знания и навыков применения большинства из существующих процессуальных кодексов, (именно: КАС РФ, КоАП РФ, ГПК РФ), а также изучения значительного объема нормативных актов, регулирующих публичные правоотношения — это и законодательство об избирательных правах граждан, законодательство о налогах и сборах, антимонопольное законодательство, законодательство об исполнительном производстве, законодательство о земле и пр., иначе говоря, сфера деятельности Коллегии в той или иной степени охватывает практически все отрасли права.

Увеличение количества рассмотренных дел, в совокупности с их процессуально-дифференцированным характером, безусловно, требовали организационных (структурных) изменений в организации работы Коллегии. Поэтому с ноября 2015 года, в целях упорядочения деятельности судебной коллегии по административным делам, введена специализация судей коллегии в соответствии с вышеперечисленными категориями дел. 

Такой подход себя полностью оправдал. Во-первых, он позволил судьям более эффективно планировать свою деятельность, сосредоточившись на рассмотрении конкретной категории дел, что положительно сказалось на качестве судебных актов и на сроках их изготовления. Во-вторых, позволил максимально рационально задействовать аппарат суда. В третьих, более эффективно стали использоваться залы судебных заседаний. 

Логическим продолжением такого деления явилось создание в Коллегии трех судебных составов, они были утверждены постановлением Президиума Нижегородского областного суда от 1 сентября 2016 года. В районных судах Нижегородской области приказами председателей судов также определены судьи, специализирующиеся на рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях.

Вследствие разнообразия рассматриваемых Коллегией дел, в октябре 2016 года были внесены изменения в систему кураторства судьями Коллегии по административным делам за районными судами Нижегородской области. Теперь за каждым районным судом закреплено по два судьи Коллегии: один, специализирующийся на рассмотрении административных дел, а второй — на рассмотрении дел об административных правонарушениях. Цель названных изменений — повышение качества отправления правосудия в первую очередь по административным делам в районных судах.

— Повлекло ли появление Коллегии по административным делам технические нововведения в работе суда?

— С 15 сентября 2015 года в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства во всех судах Нижегородской области ведется аудиопротоколирование судебных заседаний по административным делам. В каждом районном суде имеются залы судебных заседаний оборудованные аудиозаписывающей аппаратурой. Аудиозапись как альтернативный и несомненно более современный и эффективный способ фиксации хода судебного заседания чем письменный протокол в значительной степени облегчила труд секретарей судебных заседаний. Судьями Коллегии был разработан а Президиумом Нижегородского областного суда был утвержден типовой протокол судебного заседания по административному делу адаптированный к ведению аудиозаписи. На сегодняшний день письменный протокол и аудиозапись судебного заседания взаимно дополняют друг друга.

Безусловно, актуальной и непреходящей проблемой является извещение участников административного судопроизводства о времени и месте рассмотрения административного дела судом. Проблема носит организационный и финансовый характер. Своевременное извещение участников судебного спора призвано обеспечить рассмотрение административных дел в установленные законом сроки. Между тем, использование традиционных способов извещения (путем направления судебного извещения заказным письмом с уведомлением о вручении) требует определенных временных и финансовых затрат. В среднем извещение участника процесса, в пределах Нижегородской области занимает до 10 дней. Стоимость одного такого извещения начинается от 37 рублей.

Между тем, КАС РФ в качестве альтернативного способа извещения предусматривает направление судебных извещений по электронной почте либо путем отправки СМС сообщений. При этом основной проблемой являлось получение согласия сторон на применение такого способа извещения. Поскольку в большинстве случаев одним из участников административного дела является орган государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица, было принято решение согласовать с потенциальными участниками административных дел единый регламент об электронном извещении, предусматривающий согласие государственных органов на извещение посредством электронной почты по всем делам с их участием. 

Во всех судах Нижегородской области назначены лица, ответственные за электронное извещение, и с 7 ноября 2016 года по большинству административных дел извещение органов государственной власти осуществляется путем направлений электронных судебных извещений.

На сегодняшний день такой регламент согласован с 14 органами государственной власти Нижегородской области, среди которых Правительство Нижегородской области, Администрация г. Нижнего Новгорода, Управление ФНС по Нижегородской области и налоговые инспекции районов Нижегородской области, Прокуратура Нижегородской области, а также районные (городские) прокуратуры города Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Отделение пенсионного фонда России по Нижегородской области и управления пенсионного фонда России в районах Нижегородской области и пр.

В перспективе работы Коллегии планируется максимально реализовать проект электронного правосудия, возможность применения которого предусмотрена КАС РФ с 1 января 2017 года. 

И конечно, успешная работа Коллегии была бы невозможна без высокопрофессионального коллектива судей и аппарата суда. На сегодняшний день Коллегия состоит из четырнадцати судей, которые распределены в соответствии со специализацией на три судебных состава. Всех членов нашего коллектива отличает добросовестное и ответственное отношение к порученному делу, взаимовыручка, стремление к анализу и творческий подход в решению правовых и организационных вопросов. Все это способствует созданию в Коллегии рабочей и доброжелательной обстановки.

Информационное агентство "Время Н"

Беседовал С.Мочалов.

Объединённая пресс-служба (ОПС) судов общей юрисдикции Нижегородской области.

Поиск по сайту