Варнавинский районный суд установил, что В., пренебрегая своими должностными обязанностями и не соблюдая необходимых требований, не заменил внезапно заболевших сотрудников, выделенных за надзором за осужденными. Так как работа дежурной смены не была обеспечена в полном объеме, то обход территории жилой зоны, а также проверка осужденных в ночное время не осуществлялась.
Двое заключенных воспользовались сложившейся ситуацией и стали распивать спиртные напитки, а потом и вовсе проломили ограждение и скрылись в неизвестном направлении. В это время другой сотрудник исправительного учреждения, Р. получил доклад от часового-оператора пульта технических средств охраны о срабатывании блокировки основного ограждения. После этого Р. был должен вызвать караул «в ружье» и дальше следовать должностным инструкциям, но он проявил халатность и действий двух заключенных не заметил, что позволило им беспрепятственно покинуть территорию. Заключенные меж тем убегали все дальше.
Третьим невнимательным и неответственным сотрудником стала Б., которая заступая на пост №1, приняла от сменяемого часового оператора систему охраны, которая работала не в полном объеме, она не поинтересовалась, почему отключились системы охраны на некоторых участках, и не сделала ничего, чтобы эту ситуацию исправить. Кроме этого, Б. после поступления на монитор системы охраны сигнала о блокировки основного ограждения на втором рубеже участка доложила начальнику караула и не доложила дежурному по учреждению. Заключенные удалились от территории исправительного учреждения еще дальше. Стоит отметить, авто впоследствии их все-таки поймали.
В зале суда подсудимые себя виновными не признали, но их вина нашла свое подтверждение и доказана в ходе судебного разбирательства.
Действия подсудимых были судом квалифицированы по ч.1 ст.293 УК РФ – халатность, то есть неисполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации, либо охраняемых законом интересов общества или государства. Суд признал смягчающим обстоятельством наличие малолетних детей у В. и Р.
30 ноября 2015 приговором суда двое сотрудников ИК получили наказание в виде 5 месяцев исправительных работ, третья – 4 месяца исправительных работ. От назначенного наказания они были освобождены вследствие акта об амнистии (Постановление государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24.04.2015 г.) и с них была снята судимость.
Мера пресечения подсудимых – подписка о невыезде и надлежащем поведении – была отменена.
В отдельное производство было вынесено дело в отношении сбежавших заключенных. Суд признал их виновными и назначил наказание в виде 2 лет лишения свободы.