Судом были частично удовлетворены исковые требования к Министерству Финансов РФ о возмещении морального вреда, причиненного в результате преступления.
Матвеев В.М., Матвеева Л.А. обратились в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании в счет возмещения морального вреда по 1 000 000 рублей в пользу каждого.
В обоснование заявленного иска указано, что истец Матвеев В.М. является инвалидом второй группы, истец Матвеева Л.А. является инвалидом третьей группы. Единственной опорой истцов, который помогал им во всем, являлся их единственный сын Матвеев А.В., который умер в июне 2015 года. Смерть сына истцов наступила от телесных повреждений, полученных в результате происшествия, которое произошло при следующих обстоятельствах.
В июне 2015 года инспектор (дорожно-патрульной службы) группы дорожно-патрульной службы ГИБДД отделения ГИБДД Отделения МВД России по Тоншаевскому району лейтенант полиции Трапезников В.Г. находился на технически исправной служебной автомашине ВАЗ 2107, осуществляя свою деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения. ИДПС Трапезников В.Г. узнал, что в пос. Пижма Тоншаевского района Нижегородской области, передвигается мотоциклист в состоянии опьянения. Действуя с целью проверки данной информации, ИДПС Трапезников В.Г. решил проехать по адресу. Двигаясь в п.Пижма Тоншаевского района Нижегородской области, он заблаговременно увидел, что ему навстречу движется мотоцикл марки «ИЖ-Планета», водитель которого не имел мотошлема. ИДПС Трапезников В.Г., с целью пресечения данного административного правонарушения решил произвести принудительную остановку данного транспортного средства.
Действуя умышленно, с целью осуществления принудительной остановки мотоцикла, ИДПС Трапезников В.Г. остановил служебный автомобиль на проезжей части дороги, при этом выехав передней частью служебного автомобиля на полосу встречного движения, умышленно тем самым перекрыв часть автодороги для встречного автотранспорта – мотоцикла. Вследствие данных действий ИДПС Трапезникова В.Г., движущийся навстречу мотоцикл под управлением сына истцов Матвеева А.В., который ИДПС Трапезников В.Г. хотел остановить, ударил в переднюю часть его служебной автомашины, таким образом, произошло встречное столкновение данных транспортных средств. После столкновения водитель мотоцикла Матвеев А.В. перелетел через руль и упал на асфальт, ударившись об него головой.
В результате данного происшествия Матвеев А.В. получил открытую тупую черепно-мозговую травму, которая причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. От полученных телесных повреждений Матвеев А.В. скончался.
Таким образом, ИДПС Трапезников В.Г., являясь должностным лицом и предприняв попытку принудительной остановки мотоцикла под управлением Матвеева А.В. посредством размещения на полосе движения для встречного транспорта проезжей части автодороги своего патрульного автомобиля, совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, с причинением тяжких последствий, так как он ни при каких обстоятельствах не должен был таким образом останавливать мотоцикл, так как это может привести к столкновению транспортных средств и получению вреда здоровью водителем мотоцикла.
Между нарушениями нормативных актов, допущенными ИДПС Трапезниковым В.Г., и наступившими тяжкими последствиями в виде причиненного тяжкого вреда здоровью и последующей смертью Матвеева А.В., имеется прямая причинная связь.
В марте 2016 года Тоншаевский районный суд Нижегородской области вынес приговор и признал виновным Трапезникова В.Г. в совершении преступления, предусмотренного пунктом «в» части 3 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначил ему наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 2 месяца с лишением права занимать должности в правоохранительных органах, связанные с осуществлением функций представителя власти сроком на 2 года. Данный приговор вступил в законную силу.
Смерть сына потрясла истцов, как родителей, так как между ними и сыном были доверительные и теплые отношения. Внезапная смерть сына сильно повлияла на истцов, их стала мучить бессонница, постоянное беспокойство за жизнь близких. В виду гибели сына истцы стали испытывать моральные страдания, так как лишились помощи и поддержки со стороны сына, как в материальном, так и моральном аспекте. Неожиданная смерть сына сильно повлияло на их моральное состояние, в результате чего у них участилось повышение давления, тревожное состояние, бессонница.
Таким образом, истцам были причинены невосполнимые нравственные и физические страдания.
Поскольку Трапезников В.Г. управлял транспортным средством, принадлежащим ГУ МВД России по Нижегородской области, находился при исполнении служебных обязанностей, в связи с чем, считают, что на основании ст.1069 ГК РФ обязанность возмещения вреда лежит на ответчике Министерстве финансов Российской Федерации.
В судебном заседании истцы исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее в письменном заявлении просил при наличий оснований для компенсации морального вреда снизить его размер с учетом принципов разумности и справедливости.
Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся ответчиков.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, выслушав участников судопроизводства, суд пришел к выводу о том, что ответчик обязан компенсировать причиненный истцам в связи со смертью их сына моральный вред и взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истцов в счет компенсации морального вреда по 500 000 рублей в пользу каждого.
Решение в законную силу не вступило.
Объединенная пресс-служба судов общей юрисдикции Нижегородской области
433-22-26
422-34-52