Эксперты проекта «Инфометр» завершили очередной общественный аудит, посвященный оценке открытости информации о деятельности судов общей юрисдикции РФ. Акцент сделан на анализе публикации на сайтах форм документов, используемых при обращении в суд. Об этом сообщает пресс-служба Нижегородского областного суда.
В рамках этого аудита совместная работа представителей судов разного уровня с экспертами «Инфометра» была особенно эффективной, что, естественно, принесло свои плоды: 7 судов субъектов РФ и 132 районных суда достигли 100% информационной открытости в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Нижегородский областной суд и районные (городские ) суды по количеству баллов оказались в числе лидеров, заняв 6 место в рейтинге «Информационной открытости сайтов судов общей юрисдикции».
На первую строчку рейтинга среди районных (городских) судов субъектов Российской Федерации попали следующие суды региона:
По оценкам экспертов, вышеназванные районные (городские) суды Нижегородской области обеспечивают 100% уровень открытости своих официальных сайтов.
Исследование проходило с июля по октябрь 2014 г. В это время эксперты проверяли, насколько официальные сайты судов различных уровней соответствуют Федеральному закону от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Аудит проводился в отношении трех групп сайтов:
- сайт Верховного суда РФ;
- 85 сайтов судов субъектов РФ (областных, краевых и т.п.);
- 2215 сайтов районных (городских) судов.
В этом году особое внимание было уделено размещению на сайтах форм документов, используемых при обращении в суд. Заявления, жалобы и ходатайства часто подают люди, не обладающие специальными юридическими знаниями. Готовые образцы облегчают им эту задачу: граждане могут самостоятельно составлять необходимые документы. Публикация форм обращений также упрощает работу сотрудников суда (этот вопрос обсуждался на встрече представителей судов Санкт-Петербурга со специалистами проекта «Инофметр»): работникам судов реже придется принимать и впоследствии возвращать гражданам документы с очевидными ошибками или проводить консультации по составлению судебных обращений.
Эксперты составили перечень из наиболее востребованных форм документов по различным категориям дел (семейные, трудовые споры, исполнительное производство и т. п.) из уголовного, гражданского и административного судопроизводства, используемых на различных стадиях (первая инстанция, апелляция, кассация, надзор). Таким образом, были определены 83 оцениваемые формы для областных судов, 237 для районных судов и 79 для Верховного Суда РФ.
Для каждой группы эксперты сформировали определенный набор параметров. Оценивалось наличие или отсутствие на сайте различных категорий информации: сведения о порядке ознакомления с материалами дел, порядке уплаты госпошлины, правила посещения судов и т. п. Итоги исследования показали: многие суды ограничиваются только размещением общих требований к оформлению документов.
Результаты аудита показали, что информационная открытость значительной части сайтов судов общей юрисдикции находится на уровне ниже среднего и что требования Закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» соблюдаются не в полном объеме. На их фоне выделяются несколько регионов, для которых характерно существенно более высокое качество наполнения сайтов.
Эксперты отметили, что уровень информационной открытости судов напрямую зависит от того, насколько важным кажется этот аспект представителям органа судебного департамента в регионе. В соответствии с законом, управление судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов. Многие управления понимают под этим и способствование увеличению уровня информационной открытости районных судов на территории региона.
По результатам аудита сайт Верховного Суда РФ открыт только на 25%. Поскольку Высший Арбитражный Суд упразднен, судебная система объединена под руководством Верховного Суда. Поэтому возрастают требования к объему и качеству информирования участников судопроизводства о деятельности ВС РФ.