В обществе не прекращаются разговоры о большом числе обвинительных приговоров в российских судах. Число оправдательных приговоров в современной России сравнивают с аналогичными цифрами в сталинское время, причем не в пользу современности. О том, как профессионалы оценивают данную статистику, а также о прозрачности судебной системы в целом РАПСИ рассказал председатель Нижегородского областного суда Анатолий Бондар.
Фильтрационная система
- Каков процент оправдательных приговоров в Нижегородской области и как он коррелируется с общероссийскими показателями?
- Часто говорят – вон, в Америке другое правосудие, там часто оправдывают в судах. Но наше восприятие судебной системы Америки основано на фильмах, поэтому является искаженным. И у нас в кино показывают, как милицейский следователь расследует убийство. Хотя мы все знаем, что ранее это делали следователи прокуратуры, а сейчас - следственного комитета. Нельзя все то, что показывают на экранах, принимать на веру. И то, что у них сравнительно высокий процент оправдательных приговоров – до 10% и выше - я не считаю правильной организацией работы системы.
У них нет тех фильтров, которые есть у нас. У них схватили человека - тут же материалы передаются в суд. Он проводит свое следствие и решает, виновен данный человек или нет.
Получается, что часто хватают невиновных и их часто оправдывают. У нас другое устройство правоохранительной системы. Есть орган предварительного следствия. Следствие идет месяц, два, проводятся экспертизы, очные ставки… И только тогда, когда приходят к выводу что совокупность доказательств налицо, дело передается прокурору. И если тот посчитал, что доказательств достаточно, оно отправляется в суд.
Примерно половина от всех возбужденных дел в суд не идет. То есть сразу, на 50% можем считать, возможность судебной ошибки исключена. И я считаю, что наша правовая система с предварительным следствием или дознанием более совершенна, чем зарубежная.
Прокурор может вернуть дело на доследование, если почитает, что недостаточно доказательств, мало свидетелей. Таким образом, отсеивается еще 10-15% дел. И судья может, посчитав, что произошло нарушение прав обвиняемого, что недостаточно доказательств, вернуть дело прокурору для устранения противоречий.
- Получается тройная система фильтрации каждого уголовного дела…
- Я судьям в свое время сказал: "Требования к качеству следствия должно быть на высочайшем уровне. Если вы видите, что в деле недостаточно доказательств, не берите на себя грех. Вы потом в процессе начинаете варьировать, доказательств не хватает, и вы пытаетесь найти компромисс между следствием, прокурором и правами человека".
Кроме того, есть дела, которые рассматривается в особом порядке (около 60% дел). Обвиняемый признает вину. А раз он требует особый порядок рассмотрения дела, суд уже ни при каких обстоятельства не имеет права вынести оправдательный приговор.
В Нижегородской области в 2010 году было оправдано 181 лицо, в 2011 году – 184 лица, на сегодняшний день – 47 лиц.
Поэтому, на мой взгляд, когда мы напрямую сравниваем количество оправдательных приговоров за рубежом и у нас, тут есть некое лукавство. Если мы будем учитывать те дела, которые отсеивались до судебного рассмотрения, дела, которые были прекращены за недоказанностью, то цифра выходит совсем другая.
И если сравнить, где система лучше работает – там, где тебя схватили и повели в тюрьму, и ты ждешь, что, к примеру, чикагский суд рассмотрит твое дело, или у нас, когда права граждан защищены многоступенчатым фильтром, есть над чем подумать.
Мне больше нравится наша правоохранительная система.
- То есть обвинения нашей судебной системы в ее карательном уклоне несостоятельны, так?
- Общая тенденция такова - число осужденных и оправданных лиц изменяется незначительно. Но количество лиц, осужденных к лишению свободы, уменьшается. А число лиц, которым суд вынес наказание, не связанное с изоляцией от общества, увеличивается. В 2010 году районными судами первой инстанции к лишению свободы было осуждено 41,1% от общего числа осужденных, в 2011 году – 39,4%. Число приговоров с наказанием, не связанным с изоляцией от общества, растет. К примеру, к обязательным работам в 2010 году было приговорено 299 человек, в 2011 году – 397, за полгода 2012-го – 153.
Человеческий фактор
- Нашу судебную систему также нередко критикуют за недостаток открытости, не оперативное исполнение требований, содержащихся в ФЗ – 262 об открытости правосудия. Как в нижегородском регионе обстоят дела с публикацией судебных актов?
- Основная проблема у нас – отсутствие штатных специалистов, ответственных за деперсонификацию и размещение текстов судебных актов на сайтах судов. Тем не менее, к примеру, Шатковский районный суд на своем сайте размещает более 90% судебных актов, Городецкий – 80%. Но при этом ряд судов - Чкаловский, Шарангский, Вознесенский, Тонкинской суда вообще не публиковали судебные акты по административным делам, и у большинства судов отсутствуют судебные акты по апелляционной инстанции.
Для себя мы поставили задачу: подтянуть "хвосты", и сделать к следующему году сайт Нижегородского облсуда одним из самых наполняемых, читаемых и востребованных. Сайт будет более простой в обращении, доступный, причем не на словах, а на деле. Кроме того, мы создаем комиссию по наполняемости сайтов нижегородских районных судов. Есть идеи проводить конкурс на лучшего пресс-секретаря суда, лучший сайт райсуда. Это, считаю, творческий подход.
Что касается критики, что судебная система закрыта, непрозрачна, корпоративна, то эта критика, зачастую, исходит от дилетантов или людей, которые выполняют политический заказ. Любому человеку, хоть немного знакомому с Интернетом, понимающему, что такое ГАС "Правосудие", ясно, что судебная система РФ – самая прозрачная не только в России, но и во всем мире.
Думаю, что в течение года-полутора мы выйдем на то, что все 100% решений по уголовным, гражданским, административным делам будут публиковаться.
Согласитесь, что в РФ нет ни одного ведомства, где бы все решения были опубликованы для всенародного просмотра. Любой гражданин, имеющий доступ к Интернету, в любой точке России и мира имеет возможность зайти в ГАС "Правосудие", посмотреть, какие дела находятся в производстве, какие - назначены к слушанию, по каким принято решение.
Ни у одного ведомства такой прозрачности нет. Это мощный рычаг для общественного контроля за деятельностью судов, борьбы с коррупцией, незаконными судебными решениями
Секреты судейской безопасности не выдаем
- В последнее время нередки случаи нападения на судей и даже их убийства. Какие меры принимаются в области охраны представителей судейского сообщества не только на работе, но и в быту?
- За последние три года в нашей области был один подобный случай. Тогда угрожали судье Богородского района. Были приняты все меры для обеспечения безопасности. Мы их не раскрываем, конечно, чтобы не вооружать будущих потенциальных преступников знаниями, как эти меры безопасности обходить.
В областном суде у нас все судьи обеспечены кнопками экстренного вызова, есть 48 камер видеонаблюдения.
- А вы сами сталкивались с угрозами в свой адрес?
- Да, причем трижды. Скажем, во время моей работы заместителем прокурора Краснодарского края. Там шли иски о возврате в госсобственность имущества, незаконно приватизированного в сложную пору 90-х годов. Причальные стенки в Новороссийске являются федеральной собственностью, но наши умельцы смогли переименовать их и приватизировать. Мы предъявили 17 исков общей стоимостью более 1,5 миллиарда долларов о возврате в госсобственность незаконно приватизированного имущества. И зная, что в лихие 90-е жизнь стоила копейки, на период рассмотрения исков в арбитражном суде ко мне была приставлена охрана.
"Давальческое сырье"
- Какова средняя нагрузка на мировых и федеральных судей в Нижегородской области?
- К примеру, средняя нагрузка на федерального судью у нас составила 35,8 дел в месяц в 2010 году, 40,7 дел - в 2011 году, и 39,9 дел - в 2012 году. Отмечу, что кривая любой нагрузки имеет форму синусоиды. Сегодня вверх, завтра вниз…
Еще надо учитывать, что наша нагрузка по уголовным делам и по административным материалам, это так называемое «давальческое» сырье. Проще говоря, сколько нам направили следователи или дознаватели уголовных дел и административных материалов, столько мы и рассмотрели.
По данным МВД, у нас зарегистрировано существенное снижение преступлений. Почти на 7 тысяч уголовных дел стало меньше. Естественно, меньше дел направляется в суды. Следовательно, падает нагрузка.
По гражданским делам все то же самое. Сколько граждан обратилось к нам со спорами, столько дел мы и рассмотрели.
- На какие именно суды ложится наибольшая нагрузка?
- Больше всего нагрузка - в районных судах, имеющих на территории исправительные колонии. Например, в Краснобаковском районном суде нагрузка – почти 60 рассмотренных материалов в месяц, при среднеобластной – 15,1. Большая нагрузка также на участках мировых судей, в границах который есть торговые центры, где нередки кражи. Также больше обычного загружены мировые судьи, на чьей территории есть пенсионные и налоговые органы, рынки, автостанции, кафе.
- Это влияет на сроки рассмотрения дел?
- Да, конечно. Но ситуация меняется в лучшую сторону. Хотел бы констатировать, что в 2010 году у нас, например, порой нарушались сроки рассмотрения уголовных дел. А в 2011 и в 2012 годах ни по одному уголовному делу сроки не были нарушены.
Не все гладко в этой части по гражданским делам. Так, если у нас за шесть месяцев 2010 года было с нарушением срока рассмотрено 737 дел, в 2011 году - 590 дел, то в этом году этот показатель вырос и составляет 1 200 дел. Причем в основном нарушения фиксируются в Нижегородском районном суде – 946 дел.
Но там - просто вал дел. Чтобы эту ситуацию исправить, мы за счет внутренних резервов и сокращения количества судей в районный судах области нашли возможность выделить в Нижегородский суд дополнительно трех судей.
Суд на века
- Как обстоят дела с планами по строительству нового здания областного суда?
- Нам надо построить здание, которое простоит века, и которым будут восхищаться наши правнуки. Сейчас же здание Нижегородского облсуда располагается на центральной улице Нижнего Новгорода, в небольшом старинном здании, построенном в 1896 году по проекту нижегородского губернского архитектора Василия Брюхатова.
Есть два проектных эскиза нового здания суда, выделена земля под строительство. Правительство РФ в лице Минфина, Минэкономразвития, согласилось с предложением Судебного департамента при Верховном Суде РФ, и решило включить строительство здания Нижегородского облсуда в федеральную целевую программу по развитию органов правосудия на 2013-2017 годы. Эту программу предстоит утвердить Правительству, и после этого мы начнем получать средства, а, значит, и строиться. Стройка может занять 3-3,5 года. Спешка не нужна. Мы должны построить одно из самых красивых зданий в Нижнем Новгороде, чтобы оно стояло как минимум столетие, как стоит существующее здание областного суда.