Новый закон «О мировых судьях Нижегородской области», инициатором принятия которого является председатель Нижегородского областного суда Анатолий Бондар, был принят постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 6 декабря 2012 года и вступил в силу с 1 января 2013 года. Прежний закон от 1999 года признан утратившим силу. О преимуществах нового закона и о том, как он работает на практике, рассказал сам Анатолий Бондар.
—Какие преимущества в работе судебной системы дает новый механизм назначения мировых судей?
—Появление данного закона— это требование времени. Во-первых, необходимо было соединить воедино разрозненные нормативные акты, регламентирующие деятельность мировых судей Нижегородской области (ранее унас действовали три закона: «Омировых судьях вНижегородской области», «Опорядке подписания ивыдачи удостоверений мировым судьям Нижегородской области», «Опорядке назначения Законодательным собранием области мировых судей Нижегородской области»), аво-вторых, усовершенствовать порядок назначения мировых судей иихдеятельности.
Если говорить о существенных изменениях, которые закон внес вдеятельность мировой юстиции области, то они следующие. Представление в Законодательное собрание области о назначении рекомендуемого квалификационной коллегией судей кандидата на должность мирового судьи вносит председатель Нижегородского областного суда, а не губернатор области, как это было ранее.
Прежний закон предусматривал, что впервые мировой судья назначается на должность сроком на 3 года (это предусмотрено и в федеральном законе о мировых судьях), а при повторном и последующих назначениях— каждый раз на пять лет. Новый закон увеличивает срок осуществления мировыми судьями полномочий при повторном и последующих назначениях— до 7 и 10 лет соответственно.
Эти изменения вполной мере отвечают конституционному принципу независимости судебной власти от других ветвей власти.
Кроме того, в новом законе приведены в соответствие с федеральным законодательством и детально прописаны порядок и сроки процедуры назначения на должности мировых судей.
—Как работает на практике закон и как он повлиял на работу судей и качество их работы (правосудие), что дал в организационном плане?
—На практике благодаря новому порядку, в соответствии с которым представления к назначению на должности мировых судей в Законодательное собрание вносит не губернатор области, а председатель Нижегородского областного суда, будет в полной мере реализован конституционный принцип независимости судебной власти от исполнительной.
Кроме того, новые сроки осуществления полномочий мировыми судьями при повторном и последующем назначениях— 7и10лет— не совпадают со сроками осуществления полномочий депутатами Законодательного собрания, которые назначают мировых судей, что также подчеркивает независимость судейского корпуса от власти, в данном случае законодательной.
Первые шаги в реализации закона уже сделаны. Так, в 2013 году на заседаниях квалификационной коллегии судей Нижегородской области были рекомендованы кандидаты на должности мировых судей области, и представления об их назначении направлялись в Законодательное собрание области уже председателем Нижегородского областного суда. Кроме того, постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 28 февраля 2013 года несколько мировых судей повторно назначены на семилетний и на десятилетний срок полномочий.
—Выявила ли практика какие-либо недостатки закона, и, как Вы думаете, как их можно устранить?
—Какие-то итоги подводить рано, ведь с момента принятия закона и вступления его всилу прошло всего 3 месяца.
Разрозненное законодательство о мировых судьях области, существовавшее до принятия нового закона, давало неправильное представление о судьях, умаляло авторитет судебной системы в регионе, поскольку могло сложиться мнение, что мировая юстиция унас зависит отдепутатского корпуса или от исполнительной власти. Поэтому мы рады, что и губернатор Нижегородской области, и региональный парламент поддержали данный законопроект, и надеемся, что закон значительно повысит эффективность института мировой юстиции в деле обеспечения защиты прав граждан.